воскресенье, 28 марта 2021 г.

Миф о неопытных сталинских соколах начала ВМВ


Одной из причин разгрома РККА 1941 года принято считать неопытность мирных советских летчиков и, как результат, завоевание превосходства в воздухе опытными немецкими асами с дальнейшим неизбежным беспрепятственным уничтожением с воздуха всего, что могло хоть как-то помешать маршу Вермахта на Москву.

Последняя серия видео Марка Солонина на тему блокады Ленинграда навела на одну крамольную мысль. И вот решил её проверить.

Апологеты теории наиопытнейших асов Геринга против безусых советских мальчишек с двумя неделями налета образца июня 1941 года, как всегда, немного лукавят (одна из таких мурзилок). Сталинские соколы к началу немецкого вторжения имели опыт ничуть не меньше (если не больше) своих вчерашних союзников по антизападной коалиции. И проверяется это весьма легко.


Боевой опыт советской авиации в войнах и конфликтах 1937-1941гг.:

Китай (2 года боевых действий) - 712 летчиков
Испания - (2 года) - 772 летчика
Бои на озере Хасан -250 самолётов
Бои на Халхин-Голе (4 месяца) - 515 самолетов
Финляндия (4 месяца) - 2446 самолётов
Польша - 3300 самолётов

Итого: 
К июню 1941 года совокупный боевой опыт советских летчиков составлял 4 года и 9 месяцев. Солонин заявляет, что 3 тысячи летчиков имели боевой опыт. И он явно заявляет минимальную цифру  Осмелюсь предположить, что не менее 5 тысяч летчиков имели боевой опыт. А это 2/3 от общего количества летчиков западных округов к моменту начала войны. 

Напомню, что летом 1941 года немцы задействовали на Восточном фронте всего менее 5 тысяч самолётов всех типов. Далее цитата:

" В полосе «Севера», то есть Прибалтийский военный округ, Прибалтика, соотношение по экипажам истребительным, ну, то есть по летчикам-истребителям, самолеты были одномоторные, было 7:1, естественно, в нашу пользу; бомбардировщиков 4:1. На Украине соотношение по истребителям 5,5:1 в пользу советской авиации, по бомбардировщикам 4,5:1. Проще говоря, чтобы не заморачивать слушателей всеми этими цифрами, имело место огромное подавляющее численное превосходство советских ВВС, причем, о чем всегда забывала советская историография, что война развивается не в пространстве и во времени. То есть, если немцы в первые же часы ввели буквально все, чем располагали, и дальше практически наращивать им свою группировку было не за счет чего, то те 80 авиаполков, которые были непосредственно в составе четырех военных округов, то есть Прибалтийский, Западный, Украина — Киевский и Одесский, составляли примерно одну треть от всего того, чем располагала вообще советская военная авиация, то есть в глубине была огромная группировка, которая немедленно перебрасывалась и перебрасывалась с востока на западном, тем более, что авиация, в отличие от всех других родов вооруженных сил, ну, просто по самой своей природе…

В. ДЫМАРСКИЙ: Самая мобильная.

М. СОЛОНИН: Да, за несколько часов может быть перемещена. Например, в первую же примерно неделю было уже переброшено четыре авиадивизии, а четыре авиадивизии по полной укомплектованности — это уже без малого будет порядка 1500 самолетов и экипажей. Всего до конца июля было переброшено еще 15 авиадивизий, то есть фактически введена в бой такая группировка, которая соответствовала по численности исходной, кроме того, что перебрасывались готовые, укомплектованные соединения, просто шли самолеты, просто эшелонами шли самолеты."


Но самое удивительное даже не это. 
Боевой опыт немцев составлял менее двух лет, не считая Испании. Вот только одна небольшая деталь - в отличие от советских летчиков, этот опыт Люфтваффе остался на бумаге. Дело в том, что за неполные 2 года с начала ВМВ до вторжения в СССР немцы потеряли весь личный состав, который был у них на начало войны. Неопытных немецких "асов" просто повыбивали все эти французы, голландцы, поляки и, конечно же, англичане. А в бой с по-настоящему опытными и обстрелянными советскими лётчиками вступили уже в массе своей вчерашние гитлер-югенды. Да, прошедшие, вероятно, лучшую в то время летную школу (спасибо в том числе и товарищам из Липецка) и налетавшие до 200 часов (что отлично даже по нынешним временам), но все же неопытные юнцы.

Прекрасным примером является Битва за Британию, где менее чем за 4 месяца Люфтваффе из 2,5 тысяч самолётов потеряли почти 2 тысячи машин.

В результате нельзя не согласиться с Солониным в главном - сталинские соколы отдали превосходство в воздухе немцам на многие месяцы войны не потому что им не хватало машин, опыта или летчиков, а потому что бегство всей армии было столь стремительным, а паника ошеломляющей, что проявить себя авиация просто не имела возможности. 

Если не обращать внимания на прозрачные намеки на то, что, пока архивы надёжно закрыты, доказать невозможно - массовый саботаж действий армии на самых высоких эшелонах военного командования РККА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий